«

В развитых странах вопрос, нужно ли страховать собственную жизнь, вообще не стоит. Однако в Украине все не так однозначно.

Наталья МИЧКОВСКАЯ — 14.11.2012

Почему наши соотечественники не торопятся обращаться в страховые компании? Каковы плюсы и минусы этого вида услуг? Как выбрать надежного страховщика? В ходе круглого стола, проведенного в «КП», на эти и другие вопросы ответили ведущие эксперты отечественного страхового рынка.

 

МИЛЛИОН ДОГОВОРОВ

— Какой процент украинцев охвачен страхованием жизни и насколько эти цифры отличаются от европейских ?

Н. Гудыма: — Рынок страхования жизни в Украине — достаточно молодой. Он начал свою деятельность в 2001-м, с принятием Закона Украины «О страховании», разделившего лицензии. Как известно, у нас компании могут заниматься либо исключительно страхованием жизни, либо другими видами страхования.Рынок находится на этапе развития, поэтому хвастать цифрами по поводу охвата населения не приходится. На сегодняшний день в Украине заключено около 1 млн договоров по страхованию жизни. Для сравнения: в Европе такой договор имеет каждый гражданин.Есть еще один показатель, по которому можно равняться: доля страховых платежей в общем объеме премий. На украинском рынке доля рынка страхования жизни составляет 4% от общего объема страховых премий, в европейских странах — 40-60%.

Для того чтобы наш рынок развивался, он должен быть нужным государству, которое должно быть заинтересовано в максимально большом количестве «длинных» денег, которые бы работали на экономику страны. И рынок страхования жизни — это тот самый долгосрочный инвестиционный ресурс, который может быть привлечен от населения и работать на долгосрочные инвестиционные проекты в стране. Это позволит, с одной стороны, развивать экономику, а с другой — дать возможность гражданам Украины получить разного рода страховую защиту.

 

— Но, наверное, не менее чем государственная политика, важна и политика самих страховых компаний. Возможно, европейские страховщики привлекают своих клиентов какими-то особыми способами, неизвестными нашим компаниям, оттого у них и охват такой большой?

Н. Базилевская: — Если мы говорим о привлечении клиентов или о распространении информации о страховых продуктах, то все компании работают приблизительно в одинаковом информационном поле с одинаковыми ресурсами. Практически все движение рынка, которое на сегодня есть в Украине, происходит только благодаря усилиям самих игроков. И если бы государство поддержало страховщиков централизованным и систематизированным информированием населения о плюсах и перспективах данного рынка, его развитие пошло бы гораздо более быстрыми темпами.
ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ

— Среди украинцев бытует мнение, что страхование жизни — это дорого, невыгодно, а выплаты вообще мизерные… Это так? 

Е. Кадырбаев: — Дело в том, что определение ценности жизни — это вообще очень сложный вопрос, ответ на который в Украине и в Европе сильно различается.  В Европе, если человек пострадал в ДТП, его ожидают выплаты в миллионы евро. В Украине в аналогичной ситуации речь идет о 100-150 тыс. грн.
Словом, оценить жизнь человека очень сложно, но можно оценить то, что человек теряет в случае потери трудоспособности и сколько ему нужно времени, чтобы перестроиться и приспособиться к новым условиям жизни. Обычно, чтобы обеспечить себя в случае непредвиденных обстоятельств (например, связанных с инвалидностью), потребуется сумма в 2-3 годовых дохода. Чтобы получить такую сумму, необходимо каждый месяц платить премию страховой компании в размере 10% от заработка.

— А каковы минимальные взносы?

Е. Кадырбаев: — Если говорить о минимальной премии, это те платежи, которые необходимо платить страховой компании по накопительным видам. В нашей компании это 250 гривен в месяц. Если человек застраховался, допустим, на 10 лет, страховая сумма составит 30 тыс. грн.

 

 

Н. Гудыма: — По статистике, независимо от размера доходов, человек может без особых потерь для семейного бюджета отдать одну зарплату в год на платеж по страхованию жизни. И тогда через 30-40 лет — например, с момента наступления пенсионного возраста — он сможет рассчитывать на эту сумму ежемесячно. На самом деле, это очень удобный расчет: на пенсии человек получит такой же доход, который у него был в период активной деятельности.

 

— Но 30-40 лет — это очень большой срок. Кто даст гарантии, что за это время страховая компания не исчезнет с рынка? 

Н. Гудыма: — Гарантии есть. Во-первых, существует орган надзора, и это очень серьезно. Кстати, как раз сейчас наши страховые компании начинают выплачивать первые накопительные договора по истечении 10 лет. Во-вторых, с 2001 года ни единого банкротства компании по страхованию жизни в Украине не было. Надеюсь, и в будущем их не будет, потому что проводится очень взвешенная политика.

 

ПОЛИС ПОМОГАЕТ ПЛАНИРОВАТЬ

 

— Оформляя полис страхования жизни, человек застраховывается от рисков. Но зачем страховаться человеку, который абсолютно здоров, уверен в том, что не заболеет, да и вообще все у него в жизни хорошо?

Евгений БОНДАРЕЦ, руководитель  отдела маркетинга MetLife Alico.

Фото: Максим ЛЮКОВ.

 

Е. Бондарец: — Человек, у которого все в жизни хорошо, точно так же нуждается в страховании, как и тот, чья жизнь не так идеальна. Ведь страхование —  это не только инструмент защиты на случай «если», но и инструмент исполнения желаний. Нередко самые сокровенные мечты кажутся неосуществимыми из-за того, что предполагают наличие крупной суммы денег. Страхование жизни — прекрасный инструмент долгосрочного накопления. Только, в отличие от других инструментов (банка, инвестфонда и т.д.), страхование имеет защиту на случай «если вдруг». Никто не знает, что будет через 15 или 20 лет. Поэтому, если по истечении этого срока у вас все хорошо, то страховой полис сработал так же, как, скажем, банк. Если же за это время с клиентом что-то произошло, он имеет возможность воспользоваться дополнительными опциями.
И. Белянская: — Важно понимать: специфика страхования жизни в том, что мы не страхуем тех, у кого уже все плохо. Когда у человека есть проблемы со здоровьем, когда у него уже произошло страховое событие, страховаться поздно! Если человек достиг пенсионного возраста и у него маленькая пенсия, ему уже не предложат накопительную страховку. Поэтому в любом случае страховаться надо тем, у кого все хорошо!

 

— Накопительное страхование жизни — загадка для подавляющего большинства украинцев. Каковы преимущества этого вида страхования перед депозитом?

Инна БЕЛЯНСКАЯ, директор по развитию дистрибьюторской сети MetLife Alico. Фото: Максим ЛЮКОВ. 
И. Белянская: — Банковский депозит и страховой полис сравнивают часто, хотя это разные финансовые продукты. Если человек ищет высокий доход, то, наверное, он и в банк не пойдет, а попытается инвестировать в более высокодоходные (и при этом более рисковые) финансовые инструменты.
Страхование — это выбор тех, кто уже сегодня прекрасно отдает себе отчет: выйдя через 10-15 лет на пенсию, они на свои доходы смогут лишь по минимуму обеспечить себя едой и одеждой. Поэтому нужно создавать дополнительный пенсионный резерв своими силами.
Еще одна особенность заключается в том, что многие не умеют накапливать и финансово планировать свою жизнь. Депозит на год — замечательно! Но когда деньги оказываются на руках, слишком велик соблазн потратить их на более интересные предметы и сказать себе: начну откладывать в следующем году! А полис страхования жизни организовывает.
В любом случае никто не отрицает, что вкладывать деньги можно и нужно в различные финансовые инструменты. Но страхование жизни является фундаментом и основой комплексного финансового плана.

 

ОПТИМАЛЬНЫЙ СРОК — 20-25 ЛЕТ

 

— На какой срок целесообразнее всего оформлять полис страхования жизни и  почему? 

Наталья БАЗИЛЕВСКАЯ, председатель правления компании «ГРАВЕ УКРАИНА Страхование жизни»
Фото: Максим ЛЮКОВ
Н. Базилевская: — Это зависит от цели договора и от основной цели приобретения полиса. Кто-то хочет накопить на обучение своих детей, кто-то собрать себе капитал на безбедную пенсию, а кто-то вообще преследует только вопрос социальной поддержки в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Особенно это актуально для семей, где финансовой опорой выступает один из супругов. Также нужно учитывать, сколько лет застрахованному лицу. Если говорить в общем, то 20-25 лет — это, на мой взгляд, оптимальный срок действия договора, который покрывает основные риски, а они могут наступить в самые непредвиденные моменты. Следовательно, клиент получает не только гарантированную защиту и социальную поддержку в период действия договора, но и накопление капитала после его окончания.

 

— А потом можно пролонгировать договор или заключать новый?

Н. Базилевская: — Лонгировать договор страхователю не очень выгодно. Ведь через 5 лет человек становится старше, возможно, у него уже будут какие-то проблемы со здоровьем. И рисковая составляющая такого договора уже будет выше. Поэтому наиболее выгодными я бы все же назвала долгосрочные договора.

 

— Если человек, заключивший договор на 20-25 лет, все это время оставался жив-здоров, какая ему будет экономическая выгода от договора?

Он, конечно, получит эту сумму, но ведь инфляция в стране непредсказуема…
Е. Кадырбаев: — Если жив-здоров, да при этом еще накопил деньги на пенсию или на другие цели — это замечательно! Не стоит также забывать, что этот человек получит не только накопленную сумму, но и негарантированный доход, поскольку в Украине существует понятие «участие в прибыли страховой компании». Весь инвестиционный доход, который был получен сверх гарантированного, разделяется так: 15% — страховой компании, 85% — клиенту.

 

— В какой валюте вы бы посоветовали страховать свою жизнь? 

Н. Базилевская: — Наверное, лучше в двух. Долгосрочно — в твердой, краткосрочно — в локальной. Твердая валюта более-менее защищает от инфляции, и при заключении договора на длительный срок более понятен прогноз ее развития. Хотя нести на себе обязательства по договору, выраженные в твердой валюте, может далеко не каждый гражданин Украины, особенно учитывая то, что зарплаты наши выражены в гривне и за последнее время мы ощущаем ее девальвацию.

РЫНКУ НУЖНО ВРЕМЯ

— Каковы плюсы и минусы страхования жизни? 

Н. Базилевская: — Если человек понимает, что все-таки покупает продукт  страхования жизни, а не какой-то виртуальный продукт, который должен видоизменяться вне зависимости от действия законов жизни и экономики, то я вижу только плюсы этого продукта.

— Но если у страхования жизни одни сплошные плюсы, почему же застраховано менее 2% населения? Что нужно страховым компаниям, чтобы уверенно пройти по европейскому пути?

Е. Бондарец: — Нужно время, чтобы восстановить доверие, подорванное в свое время разными организациями — от финансовых пирамид и Госстраха до банкротств банков в 2008-2009 годах. Кроме того, против нас играет низкий уровень осведомленности и культуры сбережений, который на данный момент сформировался в Украине. Когда в Европе идут разговоры о надвигающемся кризисе, люди стараются меньше тратить, больше экономить, создавая финансовый резерв. А наши люди, услышав о кризисе, начинают быстро тратить.
Доверие населения к финансовым институтам и культура обращения с деньгами — вот два фактора, которые помогут рынку двигаться вперед.

— Сколько времени нужно страховому рынку, чтобы ситуация кардинально изменилась?

Ермек КАДЫРБАЕВ, председатель правления компании «СЕБ Лайф Юкрейн». Фото: Максим ЛЮКОВ. 
Е. Кадырбаев: — Если посмотреть на то, как развивались рынки той же Восточной Европы и бывшего СССР, большой толчок для страхования жизни дают пенсионные реформы, благодаря которым человек начинает задумываться о будущем. Становится понятно, что государство скорее всего не сможет обеспечить пенсионеров так, как они на то рассчитывали, и придется брать ответственность на себя. Поэтому, если в ближайшее 2-3 года произойдет сдвиг в пенсионной реформе, рынок страхования жизни на этой волне будет расти.
Кроме того, способствовать популяризации страхования отчасти должна льгота, которая предоставляется государством — налоговая скидка. Давая эту скидку, государство как бы говорит людям: мы хотим, чтобы вы заботились о себе. Поэтому мы готовы брать с вас меньше налогов сейчас, а вы в ответ будете меньше с нас требовать в будущем. Благодаря данной льготе через страхование жизни люди могут больше накапливать для себя.

— На рынке Украины сейчас работает около 450 страховых компаний. Сколько из них работают со страхованием жизни и как выбрать надежного страховщика?

Наталия ГУДЫМА, президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Фото: Максим ЛЮКОВ. 
Н. Гудыма: — На рынке по страхованию жизни работают 65 операторов, из них 30 — это компании, которые находятся в состоянии развития.
Безусловно, один из главных факторов определения надежности страховщика — это его опыт работы на рынке. Также важна публичность компании. Есть рейтинги компаний, и человек может использовать эту информацию. Свои плюсы есть у компаний с иностранным капиталом.
Но при всем этом очень важна финансовая грамотность населения, а для этого необходима специальная государственная программа. Рынок страховых услуг максимально сделал все, что мог, и теперь нужен следующий шаг со стороны государства. Мы выживаем сами по себе, а нужна стратегия развития страхового рынка. В этом случае уже к 2025-2030 годам наш рынок достигнет 1% ВВП, и это будет замечательный результат!

Оригинал статьи здесь: http://kp.ua/daily/141112/366113/

P.S. Если Вы считаете нужным поделиться этой информацией со своими знакомыми, просто поделитесь ссылкой на мой блог на своей странице в соц. сетях

 

 

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal